Шишловская Е. Л.

Учитель биологии высшей квалификационной категории

Шишловская Елена Леонидовна

Учитель биологии высшей квалификационной категории

  • Выпускница Туркменского государственного университета по специальности: "Биология". Квалификация: биолог, учитель биологии и химии (1995 г.)
  • Второе высшее образование:  Московский государственный университет технологий и управления. Специальность: "Экономист"
  • Профессиональная переподготовка: ООО Учебный центр "Профессионал" (Инфоурок), направление: "Биология. Теория и методика преподавания в ОУ"
  • Стаж работы: 23 года
  • Эксперт ОГЭ по биологии  Московской области
  • Член жюри муниципального этапа Всероссийской олимпиады по биологии
  • Председатель школьного методического объединения естественных наук
  • Диплом о прохождении курсов

УРОКИ БИОЛОГИИ И ИКТ

Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны.

Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.

Предвижу возможные возражения и скажу сразу. ИКТ никоим образом не сможет заменить «живое» знакомство с природой, выход на экскурсии и в музеи, микроскопирование, создание гербариев и так далее. Но за этими технологиями будущее, и мы, биологи,  должны взять их на вооружение, и делать наши уроки более наглядными, более интересными, более доступными и понятными нашим ученикам.

А еще я своим примером хочу показать всем предметникам: это может каждый!  Было бы желание!

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ КАК СПОСОБ  ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ПРЕДМЕТА

На современном этапе в преподавании биологии особое внимание уделяется овладению учащимися традиционными методами научного познания окружающего мира: теоретическому и экспериментальному, что не всегда интересно детям с низкой познавательной активностью. Современные дети все меньше обращаются за информацией к книгам, а стараются ее получить из компьютера. Использование новых информационных технологий в курсе биологии значительно поднимает уровень обученности при низкой мотивации учащихся. Одним из достоинств применения мультимедиа технологии в обучении является повышение качества обучения за счет новизны деятельности, интереса к работе с компьютером.

Применение компьютера на уроках биологии может стать новым методом организации активной и осмысленной работы учащихся, сделав занятия более наглядными и интересными. Уроки с применением компьютерных систем не заменяют учителя, а, наоборот делают общение с учеником более содержательным, индивидуальным и деятельным.

Комплекты педагогических программных средств позволяют довести до учащихся огромный поток информации. При этом у школьников развивается зрительная память, акцентируется внимание на важных объектах за счет фрагментальной подачи материала. При работе используются преимущества информационных технологий, заключающиеся в сочетании сразу нескольких компонентов: текста, рисунка, анимации, звукового сопровождения и других элементов.

НЕКОТОРЫЕ ВИДЫ ИКТ, КОТОРЫЕ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

 

К наиболее эффективным формам представления материала по биологии, следует отнести мультимедийные презентации. Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока. Презентация дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Данная форма позволяет представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия учащихся, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память учащихся. Цель такого представления учебной информации — формирование у школьников системы мыслеобразов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей. Кроме того, при наличии принтера они легко превращается в твердую копию.
В школьном возрасте наиболее высока потребность учащихся к соревнованию, что повышает познавательный интерес, побуждает к работе по углубленному изучению материала, к поиску чего-то нового. Эти задачи не могут быть решены только на уроке, так как требуют применения форм и методов, не укладывающихся в жесткие рамки учебных занятий. Формой их реализации является внеклассная работа, сочетающаяся с информационными технологиями, что ведет к непрерывному совершенствованию знаний, умению самостоятельно пополнять их и применять на практике.
Использование компьютера в учебном процессе дает возможность накопить в банке данных необходимый дидактический материал:варианты контрольных, экзаменационных, самостоятельных работ; подборку задач, упражнений и тестов в бланочном варианте. Использование оргтехники облегчает подбор индивидуальных заданий для учащихся, снимает дефицит в обеспечении школьников учебными пособиями.
В последнее время наблюдается массовое внедрение Интернет в школьное образование. Увеличивается число информационных ресурсов по всем предметам и по биологии в том числе. Нельзя не сказать о значении Интернета для самообразования учителя и использования богатейших ресурсов сети для подготовки к урокам. Причём не стоит отказываться от посещения англоязычных сайтов, так как на них могут быть очень интересные иллюстрации, которые можно сохранить и использовать при создании мультимедийных презентаций.
Итак, на уроках биологии возможно использование следующих видов ИКТ:

  • Презентации на уроках изучения нового материала;
  • Включение некоторых фрагментов из электронных учебников на этапе  изучения нового материала;
  • Проведение практических работ.
  • При подготовке учащихся  к ЕГЭ;
  • Подготовка  разноуровневых контрольных работ, тестов.
  • Выполнение  наглядного материала при оформлении класса.
  • Я  для подготовки и проведения уроков создала этот сайт, и провожу уроки в режиме онлайн.

Чтобы дать хороший урок с использованием ИКТ, необходимо:

  • Иметь в школе современный оборудованный данной техникой кабинет и химии, и биологии.
  • При подготовке к урокам у каждого учителя дома или на работе  должен быть персональный компьютер.
  • И, конечно, самое главное — желание самого учителя. Подготовка и проведение таких уроков  требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации.

МОЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ  ИКТ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ

 

Первое серьезное знакомство с компьютером у меня произошло в университете. Мой научный руководитель был одним из тех биологов Туркмении, кто еще тогда, в далеком 1993 году  уловил тенденцию времени и необходимость использования компьютера  как помощника в обработке и математическом анализе данных в биологии.
Потом прошло время, как невостребованные эти знания забылись. Но, когда я собирала материал и готовила уроки по программе «Здоровье», то необходимость в повторном освоении компьютера возникла очень остро.

Я часто слышу фразу «Учитель должен только с мелом в руках уметь объяснить материал и дать хорошие знания».  Должен, не спорю...

К сожалению, наша школа была открыта в очень трудный, в финансовом отношении, момент для страны. У нас не было ни таблиц, ни микроскопов, ни  должного количества учебников. Про ТСО даже и говорить нечего.
По ночам я рисовала небольшие плакаты, мы с другими биологами собирали и делали гербарии. Свою сестру, по образованию художницу, я попросила расписать стену – «Эволюция органического мира». Мама рисовала стенды.  Мы создавали наглядность для уроков своими силами как могли.

Так было
Затем я открыла для себя Интернет — огромный источник информации, пришло время дисков с биологическими  таблицами и учебной флэш-анимацией. Я совершенно не знала, что в Канаде придумали и разработали смарт-доски, но мечтала о том, чтобы с компьютера информацию каким-то образом вывести  на доску или экран.
А тем временем я училась. Сама. По книгам. Осваивала не только текстовые, но и графические, и звуковые редакторы и даже основы программирования.
Потом поняла, что уровня самообразования мне недостаточно и получила второе высшее образование.
К успеху – надо готовиться. И я подготовилась хорошо. Пришло время информационно-коммуникационных технологий. Школа стала инновационной площадкой, и постепенно у нас появилось оборудование, о котором можно только мечтать.

Сегодня я использую  ИКТ в рамках урока биологии самым различным образом.

 

Самый первый этап – простой вывод наглядных пособий и таблиц на экран.
Сегодня  совсем  не обязательно сканировать рисунок из учебника. Существует большое количество учебных дисков.
Первые диски я покупала сама. А на сегодняшний день в нашей школе создана хорошая медиатека учебных пособий. В том числе и по биологии. Один диск заменяет собой огромное количество таблиц. Если учебных рисунков мало или их не хватает, можно постараться найти их в интернете.

Уроки биологии и ИКТ. Наглядные пособия
Второй этап – это создание презентаций, где каждый слайд четко соответствует различным этапам урока. В презентацию можно встроить не столько статичные рисунки, но и анимацию, и голос за кадром, в зависимости от целей и задач урока. Огромное значение имеет возможность вставки фрагментов учебных фильмов.

Уроки биологии и ИКТ. Презентации по биологии

 

Следующий этап – один из самых сложных, когда доска перестает быть простым экраном и становится именно интерактивной доской. Это продумывание различных заданий и вариантов проверки знаний учащихся, когда ученик использует интерактивные возможности доски.

Уроки биологии и ИКТ. Создание собственных пособий к урокам

 

Также достаточно труднореализуемый на сегодняшний день момент – это  компьютерное тестирование. Я создаю тесты с помощью тестовой оболочки, дети выбирают правильные ответы, и компьютер тут же выдает им оценку. Конечно, грамотно реализовать этот этап трудно – но за ним будущее.
Один из этапов, возможно необязательных, — создание сайта. Я нашла в сети очень хорошие сайты многих своих коллег, учителей биологии. Свой сайт я решила сделать, чтобы систематизировать накопленную информацию. Потом решила, что так можно готовить конспекты лекций к урокам. А затем стала готовить уроки для проведения в режиме онлайн. Конечно, такая подготовка занимает немало времени. Но зато я легко смогу найти материал и через год, и через два, отредактировать его или создать новую версию урока на основе старой.

ПРИМЕР. СОЗДАНИЕ ПРОГРАММЫ «ДАРВИН, КОТОРОГО Я ЛЮБЛЮ!»

Я хочу Вам рассказать и показать на конкретном примере о создании одного из собственных пособий – программы «Дарвин, которого я люблю!».

Уроки биологии и ИКТ. Создание программы Дарвин

Рис. 1. Главное меню программы
Сразу же хочу сказать, что все программное обеспечение, которое я использовала  либо лицензионное (полученное школой по программе  «Первая помощь» или купленное мной лично) либо условно бесплатное и бесплатное.

А теперь о программе: зачем я ее создавала, чему она посвящена и как ее использовать на уроке.
Из года в год, проводя вводные уроки по теории эволюции, я сталкиваюсь с недостатком мультимедийного материала. Тексты есть, портреты, тоже можно найти, но это, в общем-то, и все. Согласна, может я плохо ищу. И тогда я решила собрать все имеющиеся у меня материалы про Чарльза Дарвина и создать какую-нибудь оболочку, чтобы грамотно их объединить.

Почему про Дарвина?  Моя задача была заинтересовать ребят, создать у них образ живого человека и только потом переходить к изучению его теории.

Первый вопрос, который встал передо мной – это создание оболочки. Можно было использовать PowerPoint. Но мне хотелось сделать проект, который бы запускался на любом компьютере (работающем из под Windows).

Тогда я решила написать простенькую программу в VB. Скажу сразу — я не программист. Но написать простейший проект в объектно-ориентированном языке программирования, связывающий между собой несколько форм под силу любому учителю предметнику.
Следующий вопрос – как размещать текстовой материал. Несколько центральных статей я разместила на формах и иллюстрировала их соответствующими рисунками. Но материала было накоплено так много, что выложить его весь на формах не представлялось возможным. Тогда весь собранный в интернете и отсканированный материал я «собрала» в PDF – файлы.
Дальше возникла идея создать портретную галерею семьи Дарвина и его соратников. Верстать этот материал на форме в самом VB мне показалось неудобным, и я использовала программу — верстальщик Microsoft Office Publisher. И в данном случае, и при создании фонов для форм, коллажи я создавала в Adobe Photoshop CS3.
После этого я решила вставить небольшой ролик про путешествие Дарвина на корабле «Бигль». Самое сложное было грамотно подобрать материал. Сам ролик я создавала в MacromediaFlash, а предварительное  озвучивание – в Adobe Audition. Насколько эта работа у меня получилась – судить Вам.

Уроки биологии и ИКТ. Дарвин, которого я люблю

Рис. 2. Flash-анимация «Путешествие на корабле Бигль»
Когда вся работа была практически готова, мне пришлось написать справку и освоить еще одну программу – программу для создания справок Help&Manual.

Итак, результатом моей работы стало:

1. Создание мультимедийного пособия.

2. Более детальное изучение ряда программ. Как правило изучать их «просто так» нет времени.

3. Работать над проектом мне было интересно самой, и, самое главное, моя работа понравилась ученикам, они с огромным интересом слушали про Чарльза Дарвина, а соответственно на следующих уроках лучше усваивали материал по теории эволюции.

Я отдаю себе отчет, что такую работу учитель будет делать далеко не на каждый урок. И все-таки – создание учебных пособий еще один шаг  вперед  в развитии и совершенствовании самого учителя. А дорогу осилит идущий.

Курсы для коллег

Своим опытом и знаниями я делюсь с коллегами.

Уроки биологии и ИКТ. Курсы для коллег

В нашей школе в 2007-2008 г. я вела курсы по теме «Основы компьютерной грамотности», в 2008-2009 г. – по теме: «Основы обработки растровой графики и возможности ее использования при создании мультимедийных пособий к урокам. Давала мастер-классы и  проводила обучающие семинары.
Никогда не отказываю в помощи другим учителям при подготовке уроков. И не только биологам. Я помогала (и помогаю) создавать презентации к открытым урокам  для учителей  истории, физики, русского языка и литературы,  для учителей начальной школы.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение информационных технологий позволило подойти к вопросу обучения биологии с качественно новой стороны.
Использование новых информационных технологий позволяет существенно повысить интерес детей к учебе, а, следовательно, и улучшить качество знаний учащихся.

Предвижу возможные возражения и скажу сразу. ИКТ никоим образом не сможет заменить «живое» знакомство с природой, выход на экскурсии и в музеи, микроскопирование, создание гербариев и так далее. Но за этими технологиями будущее, и мы, биологи,  должны взять их на вооружение, и делать наши уроки более наглядными, более интересными, более доступными и понятными нашим ученикам.

А еще я своим примером хочу показать всем предметникам: это может каждый!  Было бы желание!
«Сложно», — скажете Вы. Сложно, не спорю. Но учитель – этот тот человек, который не только учит других, но и всю жизнь учится сам.


Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться

И день и ночь, и день и ночь!

Частично использована статья, находящаяся по адресу — http://www.goo.kz/files/articles/art_1054.doc

Награды и грамоты

  • Лауреат муниципального этапа конкурса "Педагог года-2008". Победитель в номинации "Инновации в образовании"
  • Грамота Комитета по образованию г. Серпухова Московской области - 2007 г.
  • Почетная грамота Главы города - 2009 г.
  • Благодарственное письмо Совета депутатов Серпухова  - 2010 г.
  • Почетная грамота Главы города - 2010 г.
  • Почетная грамота Министерства образования Московской области  - 2010 г.
  • Благодарственное письмо (оригинал) Союза женщин Подмосковья - 2014 г.
ЕГЭБИО на biology-online.ru
ЕГЭБИО на biology-online.ru
ЕГЭБИО на biology-online.ru
ЕГЭБИО на biology-online.ru

Эта статья писалась пару лет назад. Многое уже пересмотрелось, какие-то ощущения утрачены. Даже фамилия у меня, и то, - другая. Но в то, о чем писала тогда, верю до сих пор. И это касается не только профессии.Всё начинается с любви

Эта статья писалась пару лет назад. Многое уже пересмотрелось, какие-то ощущения утрачены. Даже фамилия у меня, и то, - другая. Но в то, о чем писала тогда, верю до сих пор. И это касается не только профессии.

Всё начинается с любви

ВМЕСТО ВСТУПЛЕНИЯ

Учителем сначала надо родиться.
И только после этого стать! Р. Рождественский

Я смотрю в зеркало. Женщина в зеркале смотрит на меня. Она уже не девочка, ушла куда-то былая стать, и нет-нет, да и блеснет серебристая ниточка в волосах. Но по-прежнему ярко горят глаза, в которых переливаются и пляшут озорные бесенята. Они словно говорят своей хозяйке: «Как бы тебе ни было плохо, чтобы ни творилось в твоей душе – все равно улыбайся! Ты не имеешь права на плохое настроение». Почему? Все очень просто, та женщина в зеркале – учитель!

Я одиннадцать лет работаю в школе учителем биологии. Я очень люблю свою работу и своих учеников. А они любят меня. И пока эта хрупкая взаимосвязь существует, - я знаю, для чего живу на этой Земле! И все кризисы и метания среднего возраста обошли меня стороной. Свой смысл жизни я нашла много лет назад.

Я продолжаю смотреть в зеркало, но вижу там уже не свое отражение, а сквозь неведомо откуда появившиеся слезы, сначала неотчетливо, а потом все яснее и яснее проступают картины из прошлого. Кажется, стоит только захотеть и можно заглянуть за грань этого волшебного стекла…

…Первый раз желание стать учителем возникло у меня в детстве. Нет, не тогда, когда я как все девочки играла в школу. Позже. Классная руководительница, Антонина Георгиевна, вела нас на линейку, держа за руки двух моих одноклассниц, играла торжественная музыка, все вокруг тоже были очень торжественные и важные. И тогда у меня впервые кольнуло сердце – вот бы и мне так! «Вырасту, стану учителем и тоже буду держать учеников за ручки. И гордо выводить на линейку свой класс», - подумала я.

Потом эта мечта забылась, и я очень долго мечтала стать врачом. То, что я сейчас преподаю именно биологию – это отголосок той давней мечты.

В моей семье было все четко предопределено. Мама и папа, потомственные инженеры, хотели видеть свою старшую дочь только преемницей семейной профессии. Был выбран и ВУЗ, и соответствующий факультет. Но жизнь распорядилась по-своему.

В 11 классе я выиграла сначала городскую, а потом республиканскую олимпиаду по биологии. И Туркменский Государственный Университет распахнул для меня свои двери. Я отнесла документы в ТГУ, а папа, многозначительно посмотрев на маму, сказал, что так уж и быть, - год я могу «развлекаться». Но вот потом…

Так я стала студенткой биофака. Я влюблена в свою науку и до сих пор считаю, что мне повезло в жизни. Конкурс на биофак был 18 человек на место, а меня как победительницу олимпиады приняли без экзаменов. И я старалась, очень старалась доказать, что во мне не ошиблись. Кем я тогда мечтала быть? Ну, конечно же, великим биологом, а как же иначе.

Первое возвращение к полузабытой детской мечте произошло на педпрактике. Проходить педагогическую практику мы, будущие «великие ученые», боялись гораздо больше, чем производственную (научную).

Помню свой первый пробный урок. Комиссия человек 8 или 9 (часть школьных учителей, часть наших университетских руководителей). Страшно. Класс мне достался очень сложный. Я вхожу в кабинет, здороваюсь, начинаю урок. А дети…начинают шуметь. Я до сих пор не помню, что я тогда им сказала, честное слово. Но буквально через несколько минут класс, с которым не справлялся взрослый учитель, замер. И они слушались и слушали меня, не отрывая глаз, до самого конца урока.

Вот на этом уроке я и поняла, что не буду писать ни кандидатской диссертации, ни докторской. У меня другое призвание и другое предназначение. Почему я так долго об этом вспоминаю? Наверное, потому, что нельзя говорить о своей педагогической философии, не рассказав, как ты пришел в эту профессию. Не знаю, потеряла ли наука в моем лице замечательного биолога (улыбаюсь, когда пишу эти строчки), но я ни о чем не жалею. И горжусь тем, что судьба позволила мне сделать правильный выбор в самом начале пути. Я – учитель! И моя педагогическая философия состоит в том, что…

ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ С ЛЮБВИ!

«Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хорошим учителем. Если он имеет только любовь к ученику, как отец или мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если же учитель соединяет в себе любовь и к делу, и к ученикам, он — совершенный учитель» (Л. Н. Толстой).

Самое главное для меня, чтобы мои ученики выросли настоящими людьми. Любимыми, любящими, образованными и интеллигентными. Чтобы в ребенке раскрылось все самое лучшее, светлое и доброе. Следующую мысль прочитала в эссе у другой учительницы. Как точно она отразила то, что чувствую и я сама:

На мой взгляд, ребёнка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают её. Если им ничего не даётся, им нечего возвращать. А когда силы заканчиваются, я напоминаю себе: «Это дети. Они ведут себя так же как любые дети на свете. Да, в ребячьих выходках есть немало неприятного. Но, если детей любить, несмотря на их шалости и проделки, они будут стараться взрослеть, и шаг за шагом, станут лучше. А если же детей любить только тогда, когда они послушны и радуют своим поведением, выполняют требования и соответствуют ожиданиям, то они не будут чувствовать, что их искренне любят. Их будет преследовать неуверенность. Любовь – это доверие, искренность».

Но дело не только в этом. Не мною придумано, что нельзя давать человеку знания, не развивая душу.

Первоочередной вопрос для преподавателя любого предмета – чему и зачем учить. Учить биологии – это не просто дать комплексные знания о живых системах. Важно научить понимать, что мы составляем с природой неразрывное целое, что любое наше неграмотное вмешательство может привести к катастрофе. Помните рассказ Рея Бредбери, где герой при путешествии в прошлое случайно сошел с тропы и убил бабочку. А вернувшись в свое время, обнаружил, что все изменилось.

Своих учеников я учу любить и знать природу своего родного края, и в тоже время осознавать, что все мы – жители планеты Земля. Ведь сегодняшние школьники – завтрашние взрослые. Им сеять хлеб и вести по курсу корабли. Это они через несколько лет будут стоять у руля государства. Вы скажете, что от нас учителей ничего не зависит. Не соглашусь – зависит!

Если б не было учителя,
То и не было б, наверное,
Ни поэта, ни мыслителя,
Ни Шекспира, ни Коперника.
И поныне бы, наверное,
Если б не было учителя,
Неоткрытые Америки
Оставались неоткрытыми.

Каждый человек 9 или 11 лет учится в школе. Детских и подростковых лет. Именно тех, когда формируется характер, жизненные ценности и установки. Да, самые главные зерна закладываются в семье. Но ведь с нами, учителями, наши ученики тоже проводят много времени. Значит, и мы участвуем в формировании человека. И не одного, не двух - целых поколений. И если наши ученики вырастут в атмосфере творчества и любви, если мы будем входить в классы «как в храм, а не как в клетку» (Р. Рождественский), они станут настоящими людьми. Любимыми и любящими, образованными и интеллигентными.

Иногда я представляю, что учителя – это атланты, которые держат небо. Недаром ведь считается, что учитель и врач не имеют права на ошибку. «Чуть-чуть ослабнут спины, и небо упадет» - это тоже о нас.

Где же взять силы? Все очень сложно. И очень просто. Надо любить. Любить свою работу, любить предмет, который преподаешь, а самое главное – любить своих учеников. И тогда все получится!!!

Всё начинается с любви:
и озаренье,
и работа,
глаза цветов,
глаза ребенка -
всё начинается с любви!!!

Расписание
  Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Суббота Воскресенье 09:00               10:00               11:00               12:00               13:00               14:00               15:00               16:00               17:00               18:00               19:00               20:00               21:00               22:00              

- время занято

- время свободно